ПЕСНИ КРИШНАМУРТИ. Предисловие Н.Д.-М.
ПЕСНИ КРИШНАМУРТИ. Предисловие Н.Д.-М.

Представляю эту странную книгу – «Песни Кришнамурти» Кари Унксовой. Когда-то Кари, находясь как всегда в загнанном состоянии, притом в больнице, исцеляла себя затёртым репринтом сборника бесед Кришнамурти. Безграмотный, хотя усердный, перевод (интересно, учитель беседовал со взыскующими под стенограмму?), плотно набитый на тесные странички, кажется ещё с ятями, не помешал встрече родственных душ. Она попыталась, там же в больнице, отредактировать, очистить текст, вернуть ему ритм, свободу, музыку – то, что услышала. А потом добавила несколько воображаемых встреч с вымышленными собеседниками. Отчасти вымышленными.
Свою работу она описала в письме к Учителю. Почему не отправила? Знакомые дипломаты могли отослать. М.б. повлияли разговоры о цепком Обществе Кришнамурти, которое пресекало его общение с миром? Текст письма помещен в первой Тетради.



Два слова о Кришнамурти. Его открыли теософы. Кажется, это было единственное их стоящее дело. Однажды высокопоставленный теософ, обладавший, по его собственным заявлениям, даром ясновидения, Чарльз Уэбстер Ледбитер, во время прогулки по миссии встретил болезненного, тощего и грязного мальчика, сына одного из индийских служащих. На этот раз ясновидение правда сработало, он увидел чистейшую ауру мальчика, считавшегося недоумком, и объявил его будущим Мессией и выдающимся духовным оратором. Как только мальчика отмыли и накормили, он проявил выдающиеся способности, легко овладев английским. Анни Безант усыновила Кришнамурти и его брата и после путешествия по Индии привезла их в Англию.

В 1911 году теософы учредили «Орден Звезды Востока», который должен был подготовить человечество к приходу Мирового Учителя в лице Кришнамурти.
Юноша стал готовиться к роли, занимаясь йогой, спортом и языками. Полюбил читать Ветхий Завет, Достоевского и Ницше. Проявил удивительные способности к механике. До и после войны Кришнамурти (в компании своего брата) путешествовал по миру, выступая с лекциями, тем самым исполняя обязанности главы Ордена Звезды Востока. В Америке на него снизошло нечто такое духовно-грандиозное, что он чуть не умер. Совсем бессознательного его положили в саду под небольшое молодое перцевое дерево, и он проснулся совсем уже просветлённым. Но продолжал ту же деятельность, учреждал теософские школы, чтобы воспитывать свободных и разумных индивидов.

«В течение 1930-х Кришнамурти с успехом выступал в Европе, Латинской Америке, Индии, Австралии и США». Теософы тем временем готовили некое великое действо, планировали построить огромный мраморный амфитеатр в Австралии, где при стечении миллионов какой-то великий дух воплотится в подготовленного носителя и… ну наверно весь мир изменится к лучшему.
В 29 году Кришнамурти при не такой огромной, но всё же приличной аудитории распускает Орден Звезды. Теософы обиделись, но не все.

После Второй Мировой войны он приехал в освобождённую и обновлённую Индию. Свобода и независимость оказались тоже не сахаром. «В течение 40 лет он выступает перед многотысячными аудиториями в Индии, Швейцарии, Америке и других странах. К нему приходят со своими бедами и вопросами люди всех возрастов и сословий, и никто не встречает отказа». «Он не обещает и не дает утешения, но в окружающей его атмосфере света и любви самая жестокая правда воспринимается как благо и способна произвести глубочайшие перемены в душах и умах людей».
В начале 60-х Кришнамурти снова пережил состояние, которое называл «процессом», из которого вышел уже не таким благостным, а тревожным, взыскательным, безжалостным, нетерпеливым – и не с ответами на духовные запросы, а с кучей неудобных вопросов к людям и миру. Заговорил о природе зла (после двух-то войн!), перессорился и даже судился с соратниками… из воспитанников теософских школ не вышло ни одного значительного человека. Умер он в 86 году, ему было 90 лет. В последнем выступлении говорил о новых технологиях, компьютере, генной инженерии.

Первоначально текст «Песен» состоял из нескольких школьных общих тетрадей в линейку, исписанных крупным почерком, где вопросы и ответы чередовались, как в традиционном диалоге. Потом Кари задумала и осуществила вот эту книгу, включающую помимо текста бесед медитативные отрывки, написанные цветными фломастерами. По замыслу, «воздух», свобода и даже пустота отвечают стремлению Учителя помочь каждому заново увидеть себя, освободиться от множества иллюзий.
Текст Кришнамурти располагается на правой стороне разворота, вопросы пришедшего за помощью – на левой. На каждом развороте первая реплика – та, которая сверху, неважно чья. На цифры в уголке можно не обращать внимания. Взыскующий вопрошает таймсом, Учитель высказывается ариалом. Те, кто заинтересуются, довольно легко разберутся.

Я старалась по возможности скопировать книгу, хотя у меня не сам оригинал, который сделала Кари, а копия, машинописная и разрисованная фломастерами, кто-то из поклонников постарался, по-моему, очень близко.